Я что-то не припомню, чтобы в России что-либо когда-то дешевело. Если исключить телекоммуникационные услуги, включая доступ в интернет, электронику и прочие товары и сервисы, дешевеющие объективно как следствие революционного развития технологий, то можно констатировать, что в России всё всегда только дорожает. Цены на нефть упали, подешевели ли цены на бензин в России, добывающей и экспортирующей нефть страны? А вот в Таиланде, стране которая нефть импортирует, цены упали. Год назад я помню ценники 95-го бензина в диапазоне между 35-40 бат за литр. А сейчас 26,90. Правда, СПГ (сжиженный природный газ), на котором работают все такси и весь коммерческий транспорт Таиланда, немного подорожал. Год назад газ стоил около 10 бат, а теперь 12,5. Резкое падение цен на нефть привело к падению цен на топливо (дизель, бензин). Справедливости ради, следует отметить, что снижение цен на топливо не полностью отражает глубину падения цен на нефть на мировых сырьевых рынках. В США, например, цены на бензин абсолютно рыночные: снизилась цена на нефть на 60% — на столько же снизилась цена на бензин. В Таиланде снижают цены директивно, постепенно. Допустим, есть компания PTT. Это что-то вроде тайского Газпрома. Самая крупная по капитализации тайская компания, единственная тайская компания, входящая в список Forbes Global 500 (500 самых крупнейших компаний мира, рейтинг считается по выручке). Компания PTT — это тайский нефтегазовый гигант, причем вертикально-интегрированный: она и добывает нефть и природный газ, она же сырье транспортирует и перерабатывает на собственных заводах, она же продает населению и бизнесу на автозаправках бензин, СПГ, дизель, машинные масла и прочие нефтепродукты. Во время драматического падения цен на нефть власти могли бы поддержать национального гиганта, придержав цены на высоком уровне, то есть переложив снижение прибылей на плечи тайского народа и бизнеса. Но это не делается. И цены снижаются. Тайцы начинают требовать снижения цен и в других областях экономики. Удивляются, почему до сих пор не снизились цены на еду в уличных ресторанах. А дочка тайского гиганта, компания PTT Exploration and Production, занимающаяся бурением скважин и добычей сырья, собирается потратить 3 млрд. долларов США накопленной в сытые годы наличности на покупку долей в нефтегазовых проектах по всему миру. Месторождения нефти и газа из-за недавнего обвала цен на нефть сейчас дешевы, как никогда. Правда, покупаться будут проекты, рентабельные при ценах на нефть в $40 за баррель. Между прочим, еще 25 лет назад Таиланд импортировал 100% углеводородов, потребляемых в стране. Потом начали разрабатываться первые газовые месторождения на шельфе Сиамского залива. Никто не в состоянии спрогнозировать цену на нефть, но тайские потребители уже могут вздохнуть немного легче.
В коем-то веке понадобилось съездить из Бангкока в Паттайю. «Город Греха» Паттайю я до тошноты не люблю, поэтому особого желания туда ездить не испытываю. Долго жил в этой клоаке, насмотрелся на проституток из Исана (бедные, северо-восточные провинции страны), трансвеститов, разнузданных и вечно пьяных западных стариков-пенсионеров за барными стойками и на прочую отрыжку человеческого общества, которую привлекает и притягивает гнилая атмосфера Паттайи. Но дела иногда заставляют совершать визиты в Паттайю. Недавно на Северном автовокзале Бангкока («Морчит Май» он называется) покупал билеты для очередной подобной поездки в Паттайю. Обычно билет на автобус Бангкок-Паттайя с проездом по экспрессвеям (платным частным надземным скоростным дорогам на железобетонных опорах) стоил 133 бата. Этот автобус едет без остановок в Паттайю, поездка занимает от двух часов до двух часов и 20-ти минут. Остановки бывают уже возле самой Паттайи в Бангламунге, если кому-то нужно по дороге выйти. Билет на другой автобус в Паттайю стоил 124 бата, но его маршрут пролегает через город Чонбури (столицу одноименной провинции, где расположен, в том числе, и город-курорт Паттайя). Также автобус едет частично по Сукхумвиту, делая кучу остановок по пути и застревая в пробках. Едет этот автобус более 3 часов. На этот раз покупаю билет до Паттайи, кассирша берет с меня 128 бат вместо 133 бат. Перспектива ехать лишний час меня не радует, поэтому я несколько раз уточняю, на какой конкретно автобус мне был продан билет. Выясняется, что автобус тот же, но это цены на билеты подешевели. Немного, менее 4%. Но тем не менее.