Интересное: признаки, выявление и устранение нарушения
ЗПР – задержка психического развития. Такой диагноз чаще слышат родители дошкольников и школьников, когда малыш сталкивается с проблемами в учебе. Ранняя диагностика патологии затруднительна, однако при своевременном выявлении проблемы и правильных методах ее коррекции можно успешно побороть этот недуг.
Дети с ЗПР должны посещать специальные ДОУ или группы, школы 7-го вида или коррекционные классы в стандартных общеобразовательных школах.
В результате недуг вызывает проблемы как в сфере межличностных отношений, так и в эмоциональном плане. Дети часто предпочитают играть/учиться в одиночестве, они неуверенные в себе.
Их настроение постоянно меняется, присутствует контрастность в проявлении эмоций. Иногда наблюдаются неадекватные подъемы настроения и жизнерадостность.
Если выявлены какие-либо церебрально-органические или соматические нарушения, применяется медикаментозная терапия, физиотерапия, массаж, водолечение и ЛФК.
Характеристика межличностного общения
Немаловажная роль отводится тесно-эмоциональному контакту матери и ребенка. Поцелуи, объятия, прикосновения помогают малышу чувствовать себя уверенно, спокойно, защищено, ориентироваться в окружающей обстановке, адекватно воспринимать мир.
Последствия недуга сильно сказываются на психологическом здоровье маленького человека. При отсутствии необходимы мер ребенок отдаляется от коллектива, его самооценка постепенно падает. Социально адаптировать старших детей с задержкой психического развития довольно сложно. Одновременно с прогрессированием патологии наблюдается ухудшение речи и письма.
К социальным причинам относится: ограничение жизнедеятельности; педагогическая запущенность, неблагоприятные условия воспитания; Частые психические травмы у малыша.
Много внимания нужно уделять развитию познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия и мышления, а также сенсорной, эмоциональной и моторной сферы. Делают это путем сказкотерапии, игровой, детской арт-терапии.
Заподозрить задержку можно по особенностях психических функций:
Обусловлено это тем, что для постановки диагноза необходимо проанализировать психического развитие ребенка с возрастными нормами.
Условно провоцирующие факторы можно разделить на биологические и социальные.
Эмоциональная сфера
Особенности обучения включают дозированность учебного материала, опору на наглядность, частую смену видов деятельности, многократное повторение, применение здоровьесберегающих технологий.
Дети с ЗПР бывают агрессивными, не могут охарактеризовать свои эмоции, затрудняются с определением эмоций окружающих. Обычно у таких малышей занижена самооценка, присутствует неуверенность, а также привязанность к кому-либо из сверстников.
По этиопатогенетической классификации нарушение разделяется на следующие виды:
Психическое развитие включает: предречевое и речевое развитие; мышление и память; восприятие – знание цветов, форм, предметов, частей тела, ориентация в пространстве; изобразительная и игровая активность; коммуникабельность и самосознание; уровень навыков самообслуживания; школьные навыки. Диагностические исследования включают шкалу Бейли, тест на IQ, денверовский тест и др. В дополнение могут назначить такие процедуры, как ЭЭГ, КТ и МРТ головного мозга.
Чем раньше выявлено нарушение и поставлен диагноз, тем выше вероятность восстановления психологического развития. Вовремя назначенная коррекция предотвратит будущие эмоциональные травмы и дискомфорт, связанный с несостоятельностью и беспомощностью.
Характер и степень тяжести нарушения определяется коллегиально психологом, психотерапевтом, логопедом и дефектологом.
Терапия в первую очередь направлена на длительную психолого-педагогическую коррекцию, чтобы улучшить когнитивную и эмоционально-коммуникативную сферу: необходимо проводить специальные занятия с логопедом, психологом, психиатром и дефектологом. В случае, когда психокоррекции недостаточно или она малоэффективно, назначают медикаментозное лечение, основой которого являются ноотропные препараты.
Под задержкой психологического развития понимают отставание от принятых для определенного возраста норм. Данная патология характеризуется нарушением определенных когнитивных функций – памяти, внимания, мышления, эмоциональной сферы.
Избежать данной патологии можно, соблюдая ряд простых правил. К примеру, необходимо создать благоприятные условия для беременности и родов, а затем – дружественную обстановку в семье.
К первым относится:
При работе с такими детьми требуется мультидисциплинарный подход, а также активное участие вышеперечисленных специалистов. Коррекцию лучше всего начинать в дошкольном возрасте. Как правило, проводится она довольно длительно.
Нормально развивающие дети редко принимают отстающих малышей в свои игры, практически не общаются с ними. Находясь среди сверстников, ребенок практически с ними не взаимодействует, предпочитает играть отдельно. На уроках они работают самостоятельно, практически не сотрудничают с другими, общение ограничено. В основном такие малыши общаются с детками меньше себя, так как те их лучше воспринимают. Некоторые и вовсе избегают всяческих контактов.
Нарушения речи должен корректировать логопед посредством индивидуальных и групповых занятий. Одновременно с преподавателями коррекцию должны проводить педагоги-дефектологи, социальные педагоги и психологи.
Выявить нарушение в раннем детском возрасте довольно затруднительно.
Малыши с нарушением несамостоятельны, внушаемы, лабильны, эмоционально неустойчивы. Часто пребывают в состоянии аффекта, беспокойства, тревоги.
Основой медикаментозной терапии являются следующие средства: Актовегин, Аминалон, Энцефабол, Пирацетам, Церебролизин, Фенибут; Глицин; витамины – Нейромультивит, Магне В6, витамин В; антигипоксанты и антиоксиданты – Цитофлавин, Мексидол; общетонизирующие – Лецитин, Элькар, Когитум.
Помимо этого, с первых дней жизни нужно следить за состоянием здоровья малыша и его развитием. Любые тревожные симптомы требуют посещения врача. Рекомендуется регулярно заниматься с крохой и развивать его навыки с раннего детства.
Источник: http://agentstvo-alina.ru